Готический стиль в архитектуре: простыми словами

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Неоготика и современность

Интерес к готическому стилю в архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Видео описание

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Фото современных домов в готическом стиле

Небольшой современный домИсточник upload.wikimedia.org

Загородный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Французская готика в современных домахИсточник proekt-sam.ru

Черный готический домИсточник i.pinimg.com

Смешение современного и готического стиляИсточник mir-s3-cdn-cf.behance.net

Небольшой современный дом в неоготикеИсточник i.pinimg.com

Готический дом в заснеженом садуИсточник i02.fotocdn.net

Деревянный дом в черном цветеИсточник i.pinimg.com

Современная готика в ЧехииИсточник cdn.jhmrad.com

Дом с эркерамиИсточник silka.com.ua

Маленький дачный домикИсточник stroimnovyidom.ru

Готический особняк с террасойИсточник smarthomemaking.com

Загородный дом из кирпичаИсточник cdn.jhmrad.com

Двухэтажное строение с мансардойИсточник i.pinimg.com

Восточная готикаИсточник i.pinimg.com

Готический стиль в архитектуре и интерьере способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ

Таковы были возможности. Препятствий же было неисчислимое множество, по большей части искусственных, проистекавших из феодальной раздробленности. Снабжение материалами задерживалось из-за таких затруднений, которые теперь лишь с трудом можно себе представить.

В наше время снабжение — вопрос только расходов: например, если к каменоломням не существует удобного пути, то его создают; еще при Людовике XIV Вобан прорыл канал для обслуживания одной постройки. Но средневековые архитекторы Франции не располагали подобными средствами: подъездной путь, который облегчил бы все трудности доставки, редко бывал осуществим, — этому препятствовала феодальная политика.

Феодал боялся всякого участка дороги, который мог бы открыть соседнему сеньору доступ на его территорию; приходилось довольствоваться плохими дорогами; кроме того, при проезде через каждое новое феодальное владение приходилось уплачивать новые пошлины. Поэтому доставка была всегда не обеспечена и вдвойне разорительна: из-за расходов, вызываемых существом ее, и из-за произвольных обложений, к которым она давала повод.

При таком режиме приходилось обходиться возможно меньшим количеством материалов, в иных случаях применять посредственные материалы при наличии по соседству великолепных каменоломен; словом, приходилось обращаться с камнем, как с драгоценностью. Нужно было строить с наименьшей затратой материалов и заменять комбинации масс ухищрениями мастерства. Даже при такой постановке вопроса готические архитекторы, надо отдать им справедливость, сумели разрешить задачу. Они создали строительные методы, при которых материал, так сказать, стушевывается, где все сводится к конструктивной изобретательности.

Именно дух анализа и остроумия в конструировании и создал величие готического искусства, но он же постепенно привел и к его упадку: вызванный препятствиями, оправдывавшими его появление, он не сумел поставить себе предела и останавливался только перед невозможным; прежде чем отказаться от своих методов, он исчерпал их до конца. Его история — непрерывная цепь умозаключений, проникнутых неумолимой логичностью, которая делает каждую эпоху неизбежным следствием предыдущей эпохи. Можно больше или меньше восторгаться тем или иным периодом, но эти периоды фатально сменяют друг друга, как в органическом существе сменяют друг друга детство, зрелый возраст и старость: подобно живым существам, готическое искусство носило в самом себе зачатки своего упадка и неизбежность своей гибели.

Признаки готического стиля

Уникальный интерьерный жанр восхищает искусностью исполнения фресок на темных стенах и витражей на окнах, заколдовывает преобладанием деталей обстановки темных цветов, поражает самобытной мебелью с резными фасадами из ценных пород древесины и филигранным декором кованых светильников.

Деревянная обшивка стен, паркет на полу, арка вместо дверей, старинная мебель с резными элементами и ковровые дорожки с характерными узорами, — признаки готического стиля

Дизайн интерьера в готическом стиле способен кардинально изменить привычный облик дома, превратив его в сказочный замок. Эстетическими ориентирами этого стилистического направления является перечень особенностей:

насыщенная цветовая гамма с преобладанием черного, бордового, пурпурного, фиолетового, темно-серого цвета;

Цветовая гамма в готическом интерьере: бордовые стены и мебель из темных сортов дерева

  • большое количество деталей обстановки из металла – распашные двустворчатые межкомнатные двери с тяжеловесными ручками, сделанными в виде больших навесных колец, кровати с колоннами и лаконичными балдахинами из тяжеловесных тканей, массивным изголовьем и изножьем в виде стрельчатой арки, габаритные настенные и напольные зеркала с резными рамами из бронзы;
  • преобладание антиквариата – старинных подсвечников, канделябров, статуэток, настольных часов, сундуков и прочих раритетных предметов интерьера, выступающих в качестве связующего звена между аскетичной древностью Средневековья и излишеством современности;

Домашний кабинет в готическом стиле: картины, рыцарские доспехи, шкатулка, старинные доспехи и кованная многоярусная люстра

камин с кованым порталом, украшенным растительными узорами, сложными переплетениями витиеватых декоративных элементов, отражающих кельтские мотивы или геральдические эмблемы;

Камин с кельтскими узорами в готической гостиной

  • каминная полка, облицованная изразцами и заставленная канделябрами с горящими свечами, настольными зеркалами;
  • шторы из ценных видов ткани – бархата, велюра, жаккарда, вуали, дамасского шелка, атласа;

Шелковые шторы станут украшением домашнего кабинета в готическом стиле

крупноформатные окна арочной формы со стрельчатой верхней частью и многочисленными металлическими переплетами обязательно дополняются массивными рамами из дерева со ставнями с железными засовами.

Огромные окна с множеством переплетений станут украшением дома в готическом стиле

Обилие архитектурных вкраплений и изысков средневекового искусства, характеризующих готический стиль интерьера, требует наличия крупногабаритных комнат в жилье с высокими потолками. Поэтому воссоздать атмосферу средневекового замка намного проще в доме с большой жилой площадью, чем в квартире, где массивные предметы интерьера в темных тонах могут создавать ощущение камерности и выглядеть аляповато. Поэтому дизайнеры рекомендуют готический стиль в интерьере квартиры использовать для двухуровневого жилья, где гармоничный симбиоз каменной отделки стен и пола, мебели с мраморными столешницами, габаритных люстр с коваными плафонами в виде подсвечников будет смотреться органично и завораживать, передавая манеру оформления замков и домов во времена Средневековья.

Квартира в готическом стиле. Массивная мебель в ограниченном пространстве не самое удачное решение

Небольшая комната в загородном доме с элементами готики: деревянная мебель, узорчатая обшивка мебели, стрелкообразный декор камина и светильники «под старину»

Классическая гостиная в готическом стиле: кессонный потолок, арки и каменные колонны, камин и др.

Обеденная комната в готическом стиле: потолок с деревянными балками, декоративный кирпич на стенах, большие окна и стилизованная мебель

Северная и Центральная Европа

В Средние века значительная часть Северной и Центральной Европы находилась в пределах Священной Римской империи или (как Нидерланды) под контролем германской епархии в Кёльне. В этих областях готика медленно вытесняла романскую архитектуру, и первые готические здания появились здесь не ранее середины XIII в., значительно позднее распространения этого стиля во Франции, Англии и Испании. Затем стиль быстро распространился, дав живое разнообразие форм, которые стали одними из наиболее великолепных образцов поздней европейской готики.

Кёльнский собор

Построенный в XIX в. в соответствии с проектами XIII в., западный фасад, как и весь собор и вообще ранняя германская готики, использует, в основном, формы лучистого стиля.

Собор с венцом капелл, с умеренно выступающим трансептом и простой схемой сводов мало отличается от аналогичных французских зданий своего времени.

Ранние готические здания Северной и Центральной Европы часто отличались особенно изящной резьбой по камню, как капитель из собора в Кёльне.

Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари был крупнейшим из соборов ранней готики и ознаменовал вершину ранней готики во Франции. Он был начат в 1163 году епископом Морисом де Салли с намерением превзойти все другие существующие церкви в Европе. Новый собор был 122 метра в длину и 35 метров в высоту, что на одиннадцать метров выше, чем Лаонский собор , предыдущая самая высокая церковь. Он отличался центральным нефом, обрамленным двойными боковыми стенками, и хором, окруженным двойной амбулаторией, без радиальных часовен. (Нынешние часовни были добавлены между контрфорсами в 14 веке).

Строители покрыли внутреннюю часть собора сводами из шести частей, но, в отличие от Сенса и других более ранних соборов, они не использовали чередующиеся опоры и колонны для их поддержки. Вместо этого своды поддерживались связками из трех непрерывных тонких колонн, которые были приняты рядами массивных столбов с капителями, украшенными классическим орнаментом. Это придало ступице большую гармонию.

Первоначальное возвышение Нотр-Дама имело четыре уровня. Оно было уменьшено до трех в 13 веке, когда было решено, что интерьер был слишком темным, но он был возвращен на четыре уровня вокруг трансепта во время реставрации Виолле-ле-Дюк. .

Аркбутан впервые появился в Париже в начале 13 века, либо в Нотр-Дам, либо, возможно, раньше в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре . Контрфорсы в виде полукруглых арок выходили из тяжелых контрфорсов за пределами нефа, через вершину трибун, и прижимались непосредственно к верхним стенам нефа, противодействуя выталкиванию наружу из сводов. Это сделало возможным установку окон большего размера в верхних стенах нефа контрфорсами.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Особенности готического стиля

  • Сломанные арки.
  • Очень высокие башни, шпили и крыши.
  • Сгруппированные столбцы: выглядели как группа тонких слоев, сгруппированных в столбец .
  • Боеголовки: сводчатые каменные потолки . В готическом стиле использованы каменные ребра.
  • Скелет из каменной столешницы с большими окнами.
  • Витражи: богато окрашенное стекло в окнах, часто с изображениями, рассказывающими истории.
  • Контрфорсы: узкие каменные стены , выступающие за пределы здания.
  • Летающие контрфорсы: контрфорсы, которые помогают удерживать хранилище . Они сделаны с аркой, которая перескакивает через нижнюю часть здания, достигая внешней стены.
  • Статуи святых , пророков и королей вокруг дверей.
  • Много скульптур , иногда животных и легендарных существ, таких как горгульи .

Готический стиль в интерьере: цвета и принты

Еще один основной мотив готического стиля в интерьере — цвет. Во времена Средневековья основным материалом для строительства был камень, потому цвет внутреннего интерьера формировался естественным путем.

Но викторианская эпоха внесла изменения в стиль, и теперь основными цветами неоготики стали темные, но яркие цвета — черный, пурпурный, темно-коричневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, бордо — которые придадут интерьеру нотку драматизма, но в то же время являются и величественными, глубокими, насыщенными и богатыми.

Дизайнеры предлагают красить стены в серые цвета или делать имитацию каменной поверхности и покрывать их тканевыми занавесями и гобеленами.

В готическом викторианском доме широко были распространены рисунки цветов и зелени, которыми оформляли стены, молдинги, оконные витражи, проемы дверей и окон, а также шторы и обивку мебели.

Трафаретные рисунки, геральдические символы и популярный эффект 3D-дизайна tromp-l’oil также распространены в современной готике.

Если вы хотите использовать обои в интерьере, что тоже допустимо, то лучше всего выбирать декоративно-узорчатый вариант, соответствующий стилю рисунком, а остальные стены должны быть окрашены насыщенными цветами.

Развитие стиля

От страны к стране каноны готического стиля в архитектуре несколько отличаются. В целом европейскую готику принято делить на три вида, по следующим интервалам:

Ранняя (стрельчатая). В промежутке между 1140-м и 1250-м годом завершается переход к готическому стилю, примером которого еще не так давно служил собор Парижской Богоматери. Характерная особенность построек — комбинация мощных стен, величественного портала над входом и высоких арок. Так возводятся преимущественно церкви и соборы, чуть позже замки.


Нотр-Дам-де-Пари, собор Парижской БогоматериИсточник www.ediscover.ru

Высокая (зрелая). Период растянулся на два века. С 1194 по 1400 год ранняя готика совершенствуется, усложняется каркасная конструкция, увеличивается количество витражных окон и скульптурных групп. Готический стиль получает признание как направление европейской городской архитектуры, о его достоинствах можно судить, например, по собору в Реймсе.
Поздняя (пламенеющая). Охватывает период приблизительно с 1350 по 1550 года

Большое внимание уделяется декоративным деталям, стиль становится более изысканным, витиеватым (отсюда и название). Новое развитие получило оформление скульптурными композициями на религиозные и светские темы

К позднеготическим постройкам относится Миланский собор.


Миланский соборИсточник wikimedia.org

Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)

Границы современных европейских государств многократно менялись, а некоторые государства, которые когда-то существовали и имели богатую культуру, вовсе исчезли. К таким исчезнувшим государствам относится герцогство Фландрия, на землях которого находятся современные Бельгия и Голландия. В период средневековья графство было богатейшим краем и имело достаточно развитые традиции городской архитектуры. Иногда, в литературе, искусство Фландрии называют фламандским, мы также будем придерживаться этого термина.

Уникальным во фламандской готике является то, что местные архитекторы смогли синтезировать в один общий стиль элементы крупнейших национальных стилей Франции, Германии и Англии. Из Франции была взята классическая основа, от Германии склонность к развитию гражданской архитектуры, а Англия подарила .

Собор святого Румбольда в Мехелене, сочетание английского и французского течений

Со временем сформировалось большое количество региональных архитектурных течений (названия происходят от названий регионов): 1) брабантская готика сочетает в себе элементы и английского ланцетного; 2) шельдская готика ориентирована на северофранцузские образцы архитектуры; 3) кемпенская готика (разновидность ) характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала, примерами являются церкви в городе Хогстратене (Голландия); 4) демерская готика (регион реки Демер) отличается использованием железистого песчаника.

Ратуша в Брюгге, Бельгия, фасад

Готический зал, Ратуша в Брюгге, 14 век, реставрация 19 века

До сих пор гордостью фламандской готики остаются светские постройки: ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, биржа Антверпене.

Крупные постройки:

  1. Церковь святых Михаила и Гудулы в Брюсселе, 1226-1485 гг., самая яркая готическая постройка в Бельгии, строительство заняло более двух столетий;
  2. Кафедральный собор святого Румольда в Мехелене, Бельгия, 1200-1528 гг. собор имеет явные признаки английской ланцетной готики (главная прямоугольная башня);
  3. Собор святого Иоанна в городе Хертогенбос, Нидерланды, 1220-1525 гг., часть здания выполнена из красного кирпича и относится к стилю , пример синтеза разных направлений;
  4. Рыцарский зал или Риддерзаал, Гаага, XIII в., средневековое здание в составе королевской резиденции, использовалось в качестве тронного зала, для торжественных придворных мероприятий и официальных приёмов;
  5. Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1376-1421 гг., шедевр фламандской готики, особый интерес представляет интерьер готического зала, который был реконструирован в XIX веке в стиле неоготики и дополнился роскошными расписными орнаментами на стенах;
  6. Ратуша в Лёвене, Бельгия, 1440-1469 гг, пример поздней брабантской готики, интерьеры здания почти не сохранились и были перестроены в более поздних стилях.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector