Гост р 59120-2021 дороги автомобильные общего пользования. дорожная одежда. общие требования

Укладка железобетонных плит на основание

Выбирая в качестве «дорожной одежды» железобетонные плиты нужно понимать, что от соблюдения технологии зависит долговечность использование дороги. Но, стоит отметить, что применяются плиты зачастую для устройства временных дорог. Итак, сама технология укладки включает следующие этапы:

  • Срезается верхний слой грунта, обрабатываемая поверхность выравнивается.
  • Роется траншея глубиной от 250 до 500 мм.
  • На дно траншеи необходимо уложить слой геотекстиля. Укладка этого материала позволит избежать прорастания растений.
  • На геотекстиль укладывается один слой щебня (до 12 см), а также песочный слой (в среднем до 20 см). Это будет служить песочным основанием.

Следует перед укладкой плит, тщательно пролить водой «подушку». Затем укладываются плиты, как правило, технология укладки зависит от характеристик самого материала. Зачастую плиты укладываются последовательно, выравниваются и трамбуются с помощью специальной техники либо же вручную.

Укладка асфальтного покрытия

В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.

Холодный асфальт

Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.

Основные преимущества холодного асфальта:

  1. Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
  2. Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
  3. Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
  4. Для ремонта не требуется специальная техника.

Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.

Горячий асфальт

Этот вид асфальтного покрытия укладывается при помощи традиционной и широко распространенной технологии, для выполнения которой необходима трамбовочная спецтехника. Горячая асфальтовая смесь состоит из камней – гравия или щебня, содержание которых не менее 95%.

Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.

Литой асфальт

Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.

Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.

Основные преимущества литого асфальта:

  1. Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
  2. Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
  3. Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
  4. Износостойкость и долговечность.

Асфальт – востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.

Принципы классификации

В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:

  • автомагистраль;
  • скоростное шоссе;
  • обычная дорога.

Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:

  • районные;
  • областные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • национальные;
  • международного сообщения;

Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.

Категории дорог. Классификация и назначение дорог

Дорожное сообщение – это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния

Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация

Зерно и пористость асфальта

Асфальт принято классифицировать по размеру зерен, входящих в минеральные вещества.

Выделяют три основные категории:

  1. Крупнозернистый. В данной категории максимальный размер зерен достигает до 40 мм. Областью применения такой смеси чаще всего являются трассы, расположенные за чертой города и имеющие большую пропускную способность транспортного потока.
  2. Среднезернистый (зерна достигают до 25 мм). В основном используется на площадях и улицах города.
  3. Мелкозернистый. Частицы достигают размера от 5 до 15 мм. Утрамбовка данной смеси дает ровную гладкую поверхность, благодаря мелкой фракции.

Важным свойством нового асфальтированного покрытия является его пористость, которая определяется объемом пор. Она бывает высокой плотности, плотной, высокой пористости и пористой.

Теплый или холодный вид асфальта относится только к двум последним пунктам, а горячий ко всем вышеперечисленным.

Технология устройства дорожного полотна

1. Если дорожное полотно сооружается «с нуля», в первую очередь необходимо провести предварительный анализ и расчеты:

  • Геодезические исследования;
  • Определение параметров местности;
  • Конструкторские и экономические расчеты;
  • Подготовка проектной документации.

Если планируется устройство проселочной дороги по упрощенной технологии, данный этап можно сократить до расчетов и замеров.
2. Далее следует подготовка местности (если требуется):

  • Устранение препятствий, вырубка деревьев;
  • Сооружение или перенос инженерных коммуникаций.

После завершения подготовительных этапов можно начинать сооружение конструкции автомобильной дороги. К этому моменту должен быть точно определен объем работ, план строительства, количество и виды материалов, параметры дороги и т.д.

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт

обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт

имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)

является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание

. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
Материал Описание
Горячий асфальт Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальт Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки.
Литой асфальт Литой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории.

Основные виды дорожных покрытий

Допускаемая скорость и удобство движения – определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на основные конструктивные типы.

Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности малопористого каменного остова – щебня или гравия и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом, вводимым в зависимости от состава асфальтобетонной смеси в количестве от 3,5 до 9 %. Различают асфальтобетоны крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные. Особенностью асфальтобетонов является зависимость их свойств от температуры.

Цементобетонные покрытия обладают большой монолитностью и высоким сопротивлением нагрузкам. Их строят в виде отдельны плит размерами в плане 3 : 4 или 6 : 7 м при толщине от 18 до 24 см. Плиты отделяются друг от друга швами, необходимые для компенсации изменений и длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит. Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного расположения в швы вводят стальные стержни – штыри, которые обеспечивают возможность изменения длины плит и передают с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты. Свойства цементобетонных покрытий не меняются при колебаниях температуры. При правильном подборе состава бетонной смеси и соблюдении технологических правил строительства износ цементобетонных покрытий незначителен, и они более долговечны, чем другие виды дорожных покрытий.

Пропитка – введение эмульсий или разогретых вязких битумов и дегтей в покрытие путем разлива по поверхности не полностью укатанного слоя щебня одинаковой крупности. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц, вводимых вяжущими. Такие одежды водостойки.

Поверхностная обработка – тонкий защитный слой, создаваемый на поверхности дорожной одежды путем разлива 2 – 2,5 л/кв.м битума с последующей засыпкой очень мелким щебнем и прикаткой.

Щебеночные покрытия обладают малым сопротивлением износу при проезде автомобилей, так как касательные усилия, возникающие в зоне контакта пневматических шин с покрытием, нарушают эффект укатки. Поэтому как самостоятельный тип щебеночные покрытия применяют лишь при малой интенсивности движения.

Мостовые – покрытия и основания, устроенные из отдельных, установленных вплотную друг к другу естественных или искусственных камней.

Усовершенствованные мостовые, устраиваемые из брусчатки или клинкера, отличаются ровной поверхностью. Мостовые из грубого колотого или валунного камня (булыжные мостовые) иногда используют на дорогах 2 и 3 категорий как покрытие временного типа или как основание под более совершенные типы покрытий, а на дорогах более низких категорий – как самостоятельный тип категорий.

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт

обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт

имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)

является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание

. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
Материал Описание
Горячий асфальт Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальт Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки.
Литой асфальт Литой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории.

Утилизация отходов

Фрезерный станок для асфальта в Бойсе, штат Айдахо.

Проблемное покрытие можно повторно использовать при ремонте проезжей части. Существующее покрытие разрушается и может быть отшлифовано на месте с помощью процесса, называемого фрезерованием . Это покрытие обычно называют восстановленным асфальтовым покрытием (RAP). RAP может быть доставлен на асфальтовый завод, где он будет складироваться для использования в новых смесях для дорожного покрытия, или он может быть переработан на месте с использованием методов, описанных ниже. Для получения дополнительной информации об асфальтовых смесях, содержащих РАП и другие переработанные материалы, см. .

Методы вторичной переработки на месте

  • дорожного покрытия: Существующее бетонное покрытие измельчается на частицы размером с гравий. Любая стальная арматура удаляется, а грунтовое покрытие уплотняется, чтобы сформировать базовый и / или нижний слои для нового асфальтового покрытия. Дорожное покрытие также можно уплотнять для использования на дорогах с гравийным покрытием.  
  • Холодная переработка на месте: битумное покрытие измельчается или измельчается на мелкие частицы. Асфальтовые измельчения смешиваются с асфальтовой эмульсией, вспененным битумом или мягким битумом для омоложения состаренного битумного вяжущего. Также может быть добавлен новый агрегат . Полученную асфальтовую смесь вымощают и утрамбовывают. Он может служить верхним слоем дорожного покрытия или может быть покрыт новым асфальтом после отверждения.
  • Горячая переработка на месте: битумное покрытие нагревают до 250–300 ° F (120–150 ° C), измельчают, смешивают с омолаживающим агентом и / или первичным битумным вяжущим и уплотняют. Затем его можно покрыть новым асфальтобетоном. Этот процесс обычно перерабатывает верхние два дюйма (50 мм) или меньше и может использоваться для исправления дефектов поверхности, таких как колейность или полировка. Чтобы сохранить состояние битумного вяжущего и избежать чрезмерных выбросов углеводородов, нагрев обычно достигается постепенно с помощью инфракрасных обогревателей или нагревателей горячего воздуха.
  • Рекультивация на полную глубину : всю толщину асфальтового покрытия и нижележащего материала измельчают в порошок, чтобы обеспечить однородное смешивание материала. Связующий агент или стабилизирующий материал может быть смешан с образованием основного слоя для нового покрытия, или его можно оставить несвязанным, чтобы сформировать подкладочный слой. Обычные связующие вещества включают асфальтовую эмульсию, летучую золу, гашеную известь, портландцемент и хлорид кальция. Чистый заполнитель, РАП или измельченный портландцемент также могут быть добавлены для улучшения градации и механических свойств смеси. Этот метод обычно используется для устранения структурных повреждений дорожного покрытия, таких как растрескивание аллигатора, глубокая колея и обрыв уступа.

Песчаная подсыпка

Песчаная подсыпка используется практически при всех известных типах оснований, служит для поддержания достаточного уровня дренажа.

Читать по теме: Укладка тротуарной брусчатки своими руками

Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси. Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.

Имейте виду, что использование даже небольших примесей глины, негативно скажется на работе всей песочной подушки. Так как глиняные свойства, абсолютно противоположны песку. Виду чего будет наблюдаться легкая или даже сильная заболоченность и подтапливаемость участка дороги, не только после осадков, но и в весенне-осенний период.

Классификация дорожных одежд

Дорожные одежды подразделяются на капитальные, облегченные, переходные и низшие. К каждому из названных типов дорожных одежд относятся покрытия различных видов (табл. 2.10).

Дорожная одежда должна обеспечить высокую надёжность и требуемые транспортно-эксплуатационные показателями в течение срока службы (между капитальными ремонтами).

Для капитальных типов – 15 лет.

Для облегчённых типов – 10 лет.

Для переходных типов – 6-8 лет.

Различают жёсткие и нежёсткие дорожные одежды.

К жёстким дорожным одеждам следует относить одежды имеющие:

  • -цементобетонные монолитные покрытия;
  • -асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;
  • -сборные покрытия из железобетонных и асфальтобетонных плит.

Вывод

Как видно, дорожные настилы имеют сложную структуру, а также требуют особого подхода во время укладки. Эксплуатация дорожного покрытия включает в себя ряд мероприятий, который должны проводиться регулярно. Только в таком случае можно будет говорить о продолжительном сроке службы дорожного покрытия. Ямочные ремонты дорожных настилов допускаются в случаях, когда повреждение дорожного настила минимально. При необходимости обширного вмешательства для ремонта дорожного настила часть покрытия полностью вырезается и производится укладка нового дорожного настила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector